Нет, конечно, в дд не знаю даже, что и было бы.
Но тут все таки стоит различать: что-то происходит само по себе, просто по течению жизни. Конечно, нормальной жизни, в детском доме все перекорежено. Вот, например, Савва мой растет, заговорил активно. Я никаких усилий не прикладывала совершенно. Даже меньше, чем обычно: мне все некогда. Ну какие тут заслуги!
Другое дело Стас. Борьба и усилия ради каждого слова. Занятия, ноотропы, БАК... Вот все это я делаю (ну или чего-то не делаю) и получаю/ не получаю результат. Вот тут впору сказать: молодец, well done.
Кстати, про Стаса и речь.
Последствия БАК еще пока продолжаются, речь реально прибывает. Мальчик мой говорит новые слова и, что меня страшно радует, даже немного пошло словотворчество. Его мало очень, но так хорошо, что хоть чуть-чуть. Мне кажется, что то, что он пытается выразить мысль сложными для себя словами хорошо по двум причинам:
Во-первых, словотворчество показывает освоение языка все таки, как родного, а не как иностранного. Появляется на минимальном уровне чувство языка.
Во-вторых, не боится человек сказать не так. Это тоже очень хорошо, потому как речевой негативизм очень нам мешал.
А это вроде как выход из боязни говорить.
Ну так и старт другой совсем... Я тоже ни с одним из своих детей так с речью не заморачивалась.
У приемных детей совсем иначе, поэтому и усилий столько. Но вот не верю я, что у них наступает что-то просто потому, что возраст подошёл. У нашей возраст один, а развитие всё-таки не на возраст, а чуть меньше. Если бы само все шло, не надо было бы столько усилий прикладывать...
Toujours chercher l’inaccessible, toujours espérer l’impossible.
У меня мальчики и девочки.
А речь Саввы может быть побочкой к занятиям Стаса, кстати. У меня младший тоже неплохо говорит, но он же присутствует на занятиях с дочками и я даже вижу как он какие-то упражнения прям повторяет, например, язык в трубочку и эти девицы с ним прям играют в логопеда иногда
"- Что-то я разочаровался в этой жизни...
- Это каждый дурак может, ты ей очароваться попробуй. И радоваться."
(с)Интернет
Не думаю, на занятиях Саваа редко. Стараюсь ловить момент, когда он спит или с кем-то занят. Отношусь к этому неожиданному бонусу, как к некоему "кармическому воздаянию".
Но вообще мне кажется, что речь больше, чем все остальное определяется врожденными способностями. Здоровье, занятия, речь родителей - все на одну мельницу, конечно, но главное это наследственность. Поэтому, чтобы ребенок пошел рано сделать гораздо проще, чем, чтобы рано заговорил. ИМХО.
Я бы уточнила - наличие наследственных патологий, которые могут привести к нарушениям речи. У меня же все кровные, один папа, одна мама. Из них двое начали говорить очень рано и чётко, ещё один довольно рано но была проблема с парой звуков, одна начала разговаривать на грани нормы, стертая дизартрия, шипелки к первому классу так и не встали (правда сама речь очень образная, красивая), ну и ещё одна с тяжелой патологией речи, в 4 года вообще не говорила. А ведь набор хромосом один и тот же у всех, и среда одна и та же..
а вот беременности и роды прошли по-разному, да.
"- Что-то я разочаровался в этой жизни...
- Это каждый дурак может, ты ей очароваться попробуй. И радоваться."
(с)Интернет