Ну вот, наконец-то, я добралась, чтобы создать тему для начинающих, сомневающихся и интересующихся вопросом семейного образования для своих детей.
Сразу оговорюсь, что тема не для раздоров, унижений чьего-либо выбора, а для помощи, поддержки и сбора информации по проблеме. Здесь уже есть хорошая тема для тех, кто уже принял для себя такое решение и там уже вовсю обсуждаются методы и секреты мастерства преподавания (может многие из нас скоро к ним примкнут, кто знает?). Здесь же я хотела бы поговорить с новичками, которые еще сами не определились, сомневаются и только рассматривают такую возможность для своих детей.
Хотелось бы тут делиться информацией и размышлениями о принятии решений в пользу семейного обучения или наоборот в пользу школьного образования.
Семейное обучение в России практикуется достаточно давно, с 1992 года. Именно тогда был принят закон "Об образовании", позволяющий родителю делать выбор - отправлять ли ребенка в школу (государственную, муниципальную, частную) или самостоятельно обучаться на дому. Примерное положение о семейном образовании, изданное Министерством образования РФ, определяет порядок обучения и аттестации по этой форме. Взаимоотношения между семьей учащегося и образовательным учреждением регулируются договором.
Порядок перехода на семейную форму обучения определен приказом Министерства образования РФ N225 от 27 июня 1994 г. и Примерным положением о получении образования в семье (Приложение N5).
Семейное образование часто путают с домашним. На домашнем обучении учатся дети, которые по разным причинам не могут посещать школу (чаще всего это медицинские показания). Причиной также может быть и гиперактивность ребенка (который физически не может высидеть 45 минут урока), и легкое отставание в развитии и т.д.
На семейном обучении учатся дети, которые в школу ходить могут, но их родители этого не хотят. Например, дети с так называемым "опережающим развитием", которых не устраивают темпы школьной программы, дети, профессионально сориентированные.
Причины того, что родители не хотят отводить ребенка в школу, конечно, имеют под собой почву. Родители хотят избавить детей от излишней нагрузки, ненужных знаний, избежать психологического насилия, одним словом, создать комфортные, в том числе и с психологической точки зрения, условия для обучения малыша.
В общем, причин предостаточно. К сожалению, зачастую в наших средних школах до сих пор ребенок для школы, а не школа для ребенка. Надо сказать, что семейная форма обучения нашла немало приверженцев в западных странах. Так, например, в США сегодня ежегодно около 1 млн. аттестатов зрелости выдаётся детям, обучающимся на дому.
Итак, давайте взвесим основные "за" и "против" семейного обучения.
продолжение следует..