Тема: Учимся играть в шахматы

  1. #1
    Ветеран Аватар для Marlena
    Регистрация
    16.10.2007
    Адрес
    метро Московская
    Сообщений
    781

    Учимся играть в шахматы

    Девочки, поделитесь опытом, кто водит детей в шахматные секции, а кто занимается дома? Моему ребенку скоро будет пять, планирую начать, но хочу это делать дома. Есть ли в этом смысл или с секцией не сравнить? Какие книги порекомендуете для начала? Заниматься будет папа.

  2. ответ для Marlena , на сообщение « Учимся играть в шахматы »
    #2
    Частый гость Аватар для steinnun
    Регистрация
    25.02.2013
    Адрес
    м. Академическая
    Сообщений
    47

    Сейчас много можно найти книг про шахматы для детей, даже просто взять в библиотеке. Мы пока дома учимся. Младшему 3, а старшему почти 7. Обоим очень нравится. Со старшим читаем книгу "Занимательные шахматы" Кострова и играем по ней пока.
    С младшим играем больше в такие игры они рассчитаны вроде на детей от 2 до 7 лет :
    “Волшебный мешочек”. По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

    “Шахматный теремок”. Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.

    “Шахматный колобок”. Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок.

    Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.

    “Шахматная репка”. Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.

    “Большая и маленькая”. Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

    “Запретная фигура”. Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.

    “Что общего?”. Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: “Чем они похожи? Чем отличаются?” (цветом, формой).

    “Белые и чёрные”. В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: “Белый ферзь”. Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её.

    Например: “Чёрный король”. Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.

    “Угадайка”. Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

    “Куча мала”. Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребёнка: “Так?” Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.

    “Школа”. Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: “Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..”

    “Цвет”. Попросите малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, “по ошибке” поставьте там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё.

    “Ряд”. Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.

    “Пирамида”. Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

    “По росту”. Попросите ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

    “Догонялки”. Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура “бежит” не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.

    “Прятки”. Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

    “Кто быстрее?”. Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

    “Над головой”. Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.

    “На стуле”. Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет “три” бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

    “Убери такую же”. Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.

    “Полна горница”. Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого малыш закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску.

    Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после окончания занятия достаточно занимательным.

    Для проведения индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания:

    “Волшебный мешочек”, “Шахматный теремок”, “Шахматный колобок”, “Шахматная репка”, “Запретная фигура”, “Угадайка”, “Пирамида”, “Прятки”, “Догонялки”, “Школа”, “Полна горница”.

    Я Наташа, со мной только на ТЫ

  3. ответ для Marlena , на сообщение « Учимся играть в шахматы »
    #3
    Мега-элита Аватар для InnaGrik
    Регистрация
    02.07.2006
    Адрес
    Московский район
    Сообщений
    4 153

    Цитата Сообщение от Marlena Посмотреть сообщение
    Девочки, поделитесь опытом, кто водит детей в шахматные секции, а кто занимается дома? Моему ребенку скоро будет пять, планирую начать, но хочу это делать дома. Есть ли в этом смысл или с секцией не сравнить? Какие книги порекомендуете для начала? Заниматься будет папа.
    С секцией не сравнить, хотя материалов всяких полно интересных. А не сравнить, так как ребенок должен играть с приблизительно равными по силе соперниками, а не с папой или дедушкой, которые будут играть в поддавки. Поддавки - это не шахматы.
    Научиться основам тактики и стратегии можно и по пособиям, а играть детям надо с детьми.
    Из пособий нам нравится Большое шахматное путешествие с Фрицем 1 и 2. 1 заявлено от 6ти лет, 2 от 8ми. Это диски. Думаю, можно и скачать.
    Инна, Дима, сыночки Григорий (19.02.2004), Максим (13.02.2007) и доченька Евгения (22.07.2013).

  4. ответ для steinnun , на сообщение « Сейчас много можно найти книг про... »
    #4

    Интересный подход. Но если ребёнок будет ходить в секцию, там у тренера свой подход, все они давно с детьми работают. Мои сами научились, просто объясняла, кто и как ходит, они запоминали. Но стоит не поиграть пару месяцев, уже кое-что могут забыть.

  5. ответ для Marlena , на сообщение « Учимся играть в шахматы »
    #5
    Ветеран Аватар для Marlena
    Регистрация
    16.10.2007
    Адрес
    метро Московская
    Сообщений
    781

    Спасибо, девушки!

    Steinnun, благодарю за такой подробный ответ!
    MataХари и InnaGrik! А если я не ставою цель именно научить игре? Моя знакомая одна водит дочку с 4 лет на шахматы, и главное на их занятиях - логические задания с шахматными фигурами, все это постепенно приводит к обучению именно игре, и тогда я думаю, да, важно иметь перед собой соперника-ровесника.



Быстрый переход

Ваши права в разделе

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  

Перепечатка материалов запрещена без письменного согласия администрации и авторов.
© 2000— Littleone®
Контактная информация · Рекламодателям

Работает на vBulletin® версия 4.2.1
Copyright © 2018 vBulletin Solutions, Inc. Все права защищены.
Перевод на русский язык - idelena