Страница 1 из 2 12 Последняя »
  1. #1
    Гость
    Регистрация
    20.06.2011
    Адрес
    м. Международная
    Сообщений
    5

    Альтернативное образование, школы будущего, какими они будут?

    Какой Вы видите идеальную школу будущего, которая помогает ребенку вырасти счастливым человеком? Приглашаю обсудить эту тему. А дискуссию хотелось бы начать с информации о свободных школах или школах-парках.
    Школа -парк - альтернатива традиционному образованию.
    Возможна ли школа, где ребенок учиться с увлечением, где он сам выбирает на какие занятия ему ходить, какие предметы ему изучать?
    Школа без звонков и традиционного деления на классы?
    Пока педагоги, чиновники и родители спорят в мире растет количество школ,построенных на совершенно иных,чем традиционное образование принципах.
    Это так называемые школы парки, демократические школы. Идею создания такой школы разрабатывал еще Лев Толстой в своей педагогической концепции,которую он опробовал в Яснополянской школе.
    В Яснополянской школе уроков на дом не задавалось, ни книг, ни тетрадок ученик в школу не нес. Он не был даже обязан помнить сегодня то, что было сделано на уроке вчера, он имел право, приходя в школу, не слушать учителя. Его не мучила мысль о предстоящем уроке, он нес в школу только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе и сегодня будет так же весело, как было вчера. Он не думал о классе до тех пор, пока урок не начинался.

    Выговоров за опоздание не делалось, да, впрочем, и не опаздывали, разве старшие, которых иной раз отцы задержат какой-нибудь работой. И тогда ученик этой большой рысью, запыхавшись, прибегал в школу. Из школы точно так же можно было уходить, не дождавшись окончания уроков. Садились ученики, где кому вздумается: на лавках, на столах, на подоконниках, на полу, кресле, ложились на полу или столе и т. п. Такой внешний беспорядок Толстой находил весьма полезным и даже незаменимым, но он при этом полагал, что школьникам при их охоте к учению легко будет прийти к заключению, что нужно подчиняться известным условиям, чтобы учиться. Строя свою педагогическую теорию и организуя Яснополянскую школу по принципу свободы, Толстой полагал, что главная, коренная проблема в постановке образования у всех народов — его принудительность, отсутствие свободы. Толстой полагал, что попытки доказать право одного лица или группы лиц принудительно воспитывать других по придуманной общеобразовательной системе в школах, устроенных старшим поколением по своему разумению, в духе ему угодных начал, совершенно тщетны и решительно не могут быть оправданы.

    Идею свободного образования подхватил и развил Александр Нил, создав в 1921 году в Великобритании школу Саммерхилл. С самого основания школа Саммерхилл стала тем редким местом, где дети могли быть самими собой, делать собственный выбор и жить как равноправные члены общества. Её философия основана на свободе личности. Но это именно свобода, а не вседозволенность.
    Саммерхилл — это не только учебное заведение, это модель для построения собственной жизни.
    Основные цели школы могут быть описаны следующим образом:
    • Дать детям свободу для эмоционального роста
    • Дать детям власть над собственной жизнью
    • Дать детям время развиваться естественно
    • Сделать детство более счастливым, снять страх перед взрослыми и убрать принуждение с их стороны.



    Школа Саммерхилл представляет собой демократическое сообщество: все вопросы, касающиеся управления школой, решаются на школьных собраниях, на которых присутствуют все ученики и работники школы, при этом каждый имеет равный голос. Эти собрания, фактически, являются законодательным и судебным органом школы. Все члены сообщества — школы Саммерхилл — могут поступать, как им заблагорассудится, пока их действия не наносят никакого вреда другим лицам, в соответствии с принципом Нила «Свобода, а не разрешение». В школе Саммерхилл учащиеся сами выбирают, какие уроки им посещать. Здесь нет привычных расписаний занятий и звонков. Кроме того, здесь отсутствует какая-либо система оценивания. Природные любопытство и любознательность детей подталкивают их к получению новых знаний.

    Создатели школы верят в то, что ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться. Поэтому Саммерхилл — это такое место, где имеющие способности и желание заниматься наукой станут учеными, а желающие мести улицы будут их мести. К слову из стен школы пока не вышло ни одного дворника. В отличие от большинства современных школ, нацеленных на интеллектуальное развитие учащихся, Саммерхилл большое внимание уделяет эмоциональной жизни своих воспитанников.
    Будучи убежден, что чувства неразрывно связаны с активной жизненной позицией, с творчеством, что они положительно влияют на умственное развитие, Нейлл создал для детей в Саммерхилле возможность свободного самораскрытия. Все условности общества, правила и за*преты он отбросил, оставив единственным правилом, регулирующим поведение детей, взаимное уважение чувств. Ребенок мог вести себя как угодно, только бы это не ранило чувств другого человека или не причиняло ему вреда.

    Преподаватели Саммерхилла убеждены - что их школа, самая счастливая во всем мире. Доказательством этому являются отсутствие тех, кто сильно тоскует по дому, редко возникающие драки и то, что здесь не услышишь детского плача. Причина прежде всего в том, что свободные дети не питают ненависти к своему окру*жению, как это часто бывает в авторитарных школах. Ведь ненависть порождает ненависть, а любовь - любовь. Для Нейлла любовь к ребенку - это полное принятие его. Нельзя быть на стороне ребенка, если наказываешь его и не доверяешь ему. И в Саммерхилле дети знали, что их принимают такими, какие они есть.

    Школа Саммерхилл существует и сегодня, сохраняя свой принципы отношений к детям. На смену Александру Нилу пришла его дочь Зоя, которая руководит школой по настоящее время.

    Следующим этапом в развитии свободных школ стало появление школы Садберри Вэлли в США, штат Массачусетс в 1968 году. На сегодняшний день эта школа имеет свои филиалы более чем в 20 странах мира.

    В школе обучаются дети с 4 до 19 лет.
    Ученики свободны в выборе материала, учебников, учителей. Ни учебного плана, ни программы нет. Все инициативы исходят от детей, учителя только откликаются на эти инициативы.
    Управляет школой общее собрание, где каждый ученик и взрослый сотрудник имеют равные права. В том числе и при решении вопросов, связанных с дисциплиной, бюджетом, приемом и увольнением (исключением) взрослых и детей.
    Школа находится в особняке. Вокруг - 10 акров старинного парка, лес, поля, холмы, пруд. Есть подсобное хозяйство, конюшня.

    Ведущим методом обучения в Садбери Вэли Скул признается «диалектический поиск», способствующий развитию критического мышления, глубины понимания и подводящий детей к самостоятельному открытию истины.

    С 2000 года интерес к опыту школы постоянно растет. Филалы школы существуют еще в 15 штатах, а так же других страннах. Некоторые страны,такие как,например, Индия, рассматривает концепцию школы для модель для государственной системы обучения.

    Работы академика Мстислава Балабана.

    "..Пока на свете существует школа, а в ней - звонки, уроки, расписание, домашние задания, контрольные работы и экзамены - дети учиться не будут.
    Оставьте детей в покое, дайте им полную свободу.
    Дайте им право исследовать что-нибудь самостоятельно - только тогда они и начнут что-нибудь действительно изучать.
    Все остальное - бессмысленное насилие над ребенком." М. Балабан

    К находкам российских педагогов можно отнести основанную Милославом Балабаном (1927—2005) Школу-Парк (Екатеринбург).
    Принципы этой школы — отказ от обязательных занятий, от одновозрастных учебных групп и почти полностью — от оценок. Учащихся не делят на классы, а у каждого учителя (руководителя студии) есть «воспитанники»-подмастерья.
    Школа-парк — это набор, или парк открытых разновозрастных студий. Под студией же понимается свободное объединение учеников вокруг учителя-мастера для совместного обучения. При этом состав студий определяется, с одной стороны, составом имеющихся учителей, их реальными знаниями и умениями, а с другой стороны - образовательными потребностями учеников.

    Как считает основатель Школы-Парка, лучший документ об образовании — портфель с отзывами всех учителей об успехах ученика. На нем-то и следует основываться при приеме в вуз и на работу.

    Практическую апробацию образовательной системы «Школа-парк» начала в 90-е годы дочь Милослава Александровича Балабана О. М. Леонтьева — сначала в подмосковном Нахабино, а затем и в московском НПО «Школа самоопределения» под руководством А. Н. Тубельского.
    Работа по освоению образовательной системы «Школа-парк» на практике началась в Екатеринбурге под руководством А. М. Гольдина на базе общеобразовательной школы № 95. В 1993 году в этой школе была создана разновозрастная студия математики, а с 1 сентября 1995 года было создано структурное подразделение «Парк-школа» на правах городской экспериментальной площадки. В ноябре 1998 года парк-школе был присвоен статус федеральной экспериментальной площадки (приказ Минобразования России от 16.11.1998 № 2826). С 2001/02 учебного года работа была перенесена в среднюю общеобразовательную школу № 19 Екатеринбурга.


    С 1998 по 2002 годы проводился углубленный мониторинг эксперимента и экспертиза его результатов, в основном экспертами сети федеральных экспериментальных площадок «Эврика». Интерес представляет также комплексная гигиеническая оценка, проведенная Уральской государственной медицинской академией и Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Екатеринбурге. Ход и результаты эксперимента обобщены в публикациях в педагогической печати. По итогам анализа этих результатов приказом Минобразования России от 04.03.2002 № 691 федеральная экспериментальная площадка «Школа-парк» была включена в Федеральную программу развития образования по направлению «Авторские экспериментальные школы».






    [

  2. ответ для mirrasan , на сообщение « Альтернативное образование, школы... »
    #2
    с Марса Аватар для Небеса
    Регистрация
    11.10.2006
    Адрес
    вверх по радуге
    Сообщений
    38 131

    и что? статью пишите?

  3. ответ для mirrasan , на сообщение « Альтернативное образование, школы... »
    #3
    Небожитель Аватар для Amatum
    Регистрация
    10.10.2006
    Адрес
    м. пр. Ветеранов
    Сообщений
    15 571

    Интересно. Правда, наличие у пользователя всего одного сообщения "и сразу в бой" наводит на мысли о том, что же надо топикстартеру, но я всё равно благодарю и за тему, и за информацию, потому что уже некоторое время раздумываю в этом направлении.

  4. ответ для Amatum , на сообщение « Интересно. Правда, наличие у... »
    #4
    Гость
    Регистрация
    20.06.2011
    Адрес
    м. Международная
    Сообщений
    5

    Добрый день, и над чем именно раздумываете?

  5. ответ для Небеса , на сообщение « и что? статью пишите? »
    #5
    Гость
    Регистрация
    20.06.2011
    Адрес
    м. Международная
    Сообщений
    5

    не, не статью, разрабатываем концепцию школы, которая бы объединила бы в себе идеи школы парка, системы воспитания творческой личности (ТРИЗ), проектного обучения с погружением и "обучения с увлечением" А. Лобока.

  6. ответ для mirrasan , на сообщение « Добрый день, и над чем именно... »
    #6
    Небожитель Аватар для Amatum
    Регистрация
    10.10.2006
    Адрес
    м. пр. Ветеранов
    Сообщений
    15 571

    Цитата Сообщение от mirrasan Посмотреть сообщение
    Добрый день, и над чем именно раздумываете?
    Читаю "Свободу учиться" Роджерса. Размышляю, кое-что применяю на практике (успешно).
    Если разрабатываете концепцию новой школы, обязательно загляните и сюда: http://rostok54.ru/ Тоже есть над чем подумать.
    Дети - существа газообразные, они занимают весь предоставленный им объем (с) один психолог
    -------------------------
    У меня двое девчонок, май 2006 и апрель 2009

  7. #7
    Небожитель Аватар для Amatum
    Регистрация
    10.10.2006
    Адрес
    м. пр. Ветеранов
    Сообщений
    15 571

    Цитата Сообщение от mirrasan Посмотреть сообщение
    не, не статью, разрабатываем концепцию школы, которая бы объединила бы в себе идеи школы парка, системы воспитания творческой личности (ТРИЗ), проектного обучения с погружением и "обучения с увлечением" А. Лобока.
    А сюда-то Вы зачем пришли?
    Дети - существа газообразные, они занимают весь предоставленный им объем (с) один психолог
    -------------------------
    У меня двое девчонок, май 2006 и апрель 2009

  8. ответ для Amatum , на сообщение « А сюда-то Вы зачем пришли? »
    #8
    Гость
    Регистрация
    20.06.2011
    Адрес
    м. Международная
    Сообщений
    5

    В первых строках заметки написано - "Какой Вы видите идеальную школу будущего, которая помогает ребенку вырасти счастливым человеком? Приглашаю обсудить эту тему"

  9. ответ для mirrasan , на сообщение « В первых строках заметки написано -... »
    #9
    Небожитель Аватар для Amatum
    Регистрация
    10.10.2006
    Адрес
    м. пр. Ветеранов
    Сообщений
    15 571

    Цитата Сообщение от mirrasan Посмотреть сообщение
    В первых строках заметки написано - "Какой Вы видите идеальную школу будущего, которая помогает ребенку вырасти счастливым человеком? Приглашаю обсудить эту тему"
    Ну, тогда уберите вводную статью, и будет вам счастье.
    Дети - существа газообразные, они занимают весь предоставленный им объем (с) один психолог
    -------------------------
    У меня двое девчонок, май 2006 и апрель 2009

  10. ответ для Amatum , на сообщение « Ну, тогда уберите вводную статью, и... »
    #10
    Гость
    Регистрация
    20.06.2011
    Адрес
    м. Международная
    Сообщений
    5

    А чем она вам мешает? Какую цель вы преследуете своим пожеланием убрать статью? Вам не нравятся идеи там изложенные? Мне школа будущего видится построенная именно на этом принципе. Если у вас другое мнение - изложите его, желательно аргументированно.
    Последний раз редактировалось mirrasan; 08.04.2013 в 15:43. Причина: дополнение

Страница 1 из 2 12 Последняя »


Быстрый переход

Ваши права в разделе

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  

Перепечатка материалов запрещена без письменного согласия администрации и авторов.
© 2000— Littleone®
Контактная информация · Рекламодателям

Работает на vBulletin® версия 4.2.1
Copyright © 2018 vBulletin Solutions, Inc. Все права защищены.
Перевод на русский язык - idelena