Страница 1 из 8 12345 Последняя »

Тема: Как научить МЕЧТАТЬ?

  1. #1
    Хранитель
    Регистрация
    01.02.2009
    Сообщений
    14 558

    Как научить МЕЧТАТЬ?

    Философская тема, в общем. Порассуждать, подумать, поразмыслить...
    Я по натуре мечтатель. Богатая фантазия и бедное детство в захолустном городке сделали свое дело: я целыми шкафами всасывала в себя детскую библиотеку и постоянно мечтала. О путешествиях, о приключениях, о невероятных профессиях, подвигах, свершениях и тд и тп. Понятно, что в реальности я, конечно, не стала ни космонавтом, ни капитаном дальнего плавания, но в основе многих моих достижений лежат именно детские мечты. Они задавали планку, указывали возможности, подсказывали путь, подталкивали к каким-то поступкам. Слово "мечтать" было понятным и естественным. Мне кажется, что года в четыре я легко могла рассказать, о чем я мечтаю. И я очень четко отделяла понятия "мечтаю" и "хочу". Можно было хотеть новое платье, велосипед и игрушечную коляску. А мечтать можно было о том, чтобы стать хозяином своей собаки и научить ее спасать людей. Или о том, чтобы построить корабль и переплыть ближайшее озеро. Или о том, чтобы сбежать на необитаемый остров и научиться жить там.
    Понятно, что мечты росли вместе со мной, но я никогда не путала мечты и желания. Никогда. Я это отчетливо помню почему-то. И сейчас я с подозрением и страхом обнаруживаю, что у моих детей, кажется нет умения МЕЧТАТЬ.
    В общем-то, их детство, конечно, сильно отличается от моего - просто в силу того, что за прожитые мною 37 лет мир изменился до неузнаваемости. Но ведь человеческая природа не могла деградировать так скоротечно??? Ведь МЕЧТА - это двигатель, который заставляет человека развиваться, постигать, добиваться, побеждать. Так где же она теперь?
    Детей трое. Младшему 1,5 года, так что его пока не берем в расчет. Если я пойму, в чем я ошиблась со старшими, у меня еще будет шанс что-то исправить в его мировоззрении.
    Старшей 12,5 лет. Это дочка мужа, она живет с нами с 10 лет. Непростой ребенок со сложным характером, с которым мы трудно уживались, но в итоге достигли все-таки взаимопонимания, взаимоуважения и (мне хочется в этом верить) даже взаимной любви и нежности. Я прислушивалась к ее речи на протяжении шести месяцев. Ни разу за шесть месяцев она не произнесла слов "я мечтаю". Ни разу. Я записывала разговоры и прослушивала записи, стараясь уловить понятия мечты хотя бы в контексте разговоров в папой, бабушкой. Это было что-то вроде социологического исследования (поэтому сам факт записи разговоров давайте не обсуждать, мне просто нужно было проанализировать речь ребенка в различных ситуациях и в разных кругах). Ни разу. Когда она обозначала свой интерес к каким-то вещам, это выражалось фразами "хочу купить", "хочу, чтобы у меня было", "хочу, чтобы подарили". Вы понимаете мой ужас???? У подростка за полгода ни разу не проскочило фразы типа "Я бы хотела совершить" или "Я мечтаю стать" или "Я хочу достичь". Весь спектр ее желаний сводится к приобретению каких-либо благ или вещей, причем в обсуждении приобретаемых благ совершенно отсутствует фактор личного стремления. Нет желания достичь чего-то самостоятельно, нет желания что-то изменить, нет энтузиазма, горения, страсти. Ничего нет. Она умная девочка, хорошо говорит по-английски и по-французски, неплохо учится, интересуется кулинарией (и прекрасно готовит), планирует после школы учиться в кулинарном колледже во Франции. Но это все она воспринимается как некое естественное течение событий (ну типа папа с мамой отправили в хорошую школу, помогают с уроками, после школы оплатят обучение во Франции). Ну да, наверное, мы слишком явно дали понять, что обеспечим ей это будущее. Но почему нет искры и страсти? Почему ее не интересует, что у Лазерсона новый мастер-класс? Почему она не бросается читать биографии шеф-поваров? Почему она не играет со своей мечтой, представляя себя шеф-поваром на роскошном океанском лайнере или хозяйкой таверны где-нибудь в Греции? Ведь она видела лайнеры и плавала на них, была в Греции. Кажется, мы показали ей все, что только могли показать, чтобы в голове у нее родились самые захватывающие мечты... А их нет...
    По истечении полугодового периода меня накрыло жесточайшей депрессией по этому поводу, и я взялась за анализ лексикона моей старшей дочки.
    Моя старшая - 3,5 года. Хорошо развитая, активная девочка. В общем- обычный ребенок, болтливый, сообразительный, шилопопый, забавный, добрый. Я самого рождения я очень много читала ей, с двух лет начала обучать истории и географии. Сейчас она прекрасно знает карту мира, легко воспроизводит маршруты наиболее известных экспедиций, легко рассказывает о животных, которые водятся в различных частях планеты, очень любит читать, имеет прекрасную память. Я прислушиваюсь к ней третий месяц. и то же самое - у нее нет слова "мечтаю". Она выражает свои желания и планы в простых формах - "давай пойдем" или "давай купим" или "давай возьмем". Она умна, сообразительна, активна. Ей под силу и математические знания, и гуманитарные науки, но почему же и у нее нет громадья фантазий??? Почему???? Почему она не мечтает научить нашего сторожевого пса спасать людей из-под лавины? Ведь она была в горах (и в Андах, и в Альпах), я рассказывала ей про собак сенбернаров, про спасателей. Почему то огромное количество впечатлений, которые мы стремимся ей подарить, не вызывает у нее всплеска фантазии? Почему???? Почему, когда я показывала ей Саграда Фамилья и рассказывала о Гауди, у нее не возникло мечты построить что-то грандиозное? Почему, когда мы ездили смотреть Формулу 1, у нее не возникло желания научиться ездить как Шумахер? Где ее мечты? Почему они не рождаются в ее умной и светлой головке?
    Наблюдения за старшей я начала прошлым летом. Вот уже почти год, как меня преследует страх того, что способность мечтать, способность рождать МЕЧТЫ (с большой буквы) безнадежно утрачена. Я наблюдала за примерно десятком детей в среднем от 6 до 12 лет, прислушивалась и разговаривала с ними. Они не используют слово "мечтать". И те, кому сейчас 20-25 лет, тоже его не используют. У меня такое ощущение, что это слово потерялось где-то 20 лет назад, и поколения, выросшие за эти два десятилетия, уже не нуждаются в нем. Они ХОТЯТ, ПОЛУЧАЮТ, БЕРУТ, ТРЕБУЮТ, ПОКУПАЮТ, но не МЕЧТАЮТ. То, что они понимают под мечтой, - это какая-то потребительская ущербность, выраженная в желании что-то иметь, причем оптимально - иметь то же, что у других, или лучше, чем у других. Айпад, айфон, много денег, быструю машину, квартиру в центре, лабутены, отпуск на Мальдивах. Никто больше не мечтает СОЗДАВАТЬ, ТВОРИТЬ, ДОСТИГАТЬ, ПОБЕЖДАТЬ, ИЗОБРЕТАТЬ. Они хотят готовый результат, и все. Если это так, то как же жить дальше? Как менять мир, да и кто же будет его менять?
    Я переосмысливаю последние 17 лет своей жизни и понимаю, что сейчас пялюсь на обратную сторону большой медали под названием "благополучие и достаток", над получением которой я билась эти годы. У меня не было денег, не было поддержки родителей, были только мечты и бесконечный энтузиазм. Я готова была работать сутками, придумывать, реализовывать, ошибаться, начинать сначала, бросаться в авантюры, проигрывать, хватать за хвост последний шанс, чудом выигрывать и ставить все выигранное на кон. Я думала, что если смогу исполнить свои мечты, то у моих детей будет возможность мечтать и большем и достичь большего, ведь им не придется жить впроголодь в общаге, работать на трех работах и выкраивать копейки на то, чтобы исполнить задуманное. Теперь у моих детей есть все, чтобы реализовать самые смелые мечты. Вот только оказалось, что у них нет этих "мечт", и что с этим теперь делать - я не знаю. Что мне делать? Как мне пробудить в них потребность к действию? Как научить мечтать о чем-то большем?
    Мне всегда казалось, что задача людей, которые сами чего-то достигли в жизни, - дать детям прекрасное образование, вложить в них знания и опыт, помочь с выбором своего пути, но главное - направить их стремления в нужное русло. Не в сторону маниакальной наживы и бесконечного потребления, а в сторону созидания. Я хочу, чтобы мои дети любили свою страну и готовы были работать ради блага этой страны. Чтобы они мечтали сделать мир лучше. Чтобы они стремились помочь людям.
    Кажется, я круто прокололась где-то... Где? И что мне теперь с этим делать?

    PS: сорри за многобуков :-( наболело:-((((
    В мире есть масса опасностей для детей. Опасно все, что может позволить им вырасти трусливыми, подлыми, циничными, бездушными, завистливыми и злыми. Немытые фрукты, грязные лужи, ссадины и промокшие ноги не опасны - они никого не сделают ни трусом, ни подлецом.

    Настоящий оптимизм - это когда ты завещаешь высечь на своем надгробном камне надпись: "Всем чмоки! Увидимся:-)"

  2. ответ для Oktaviana29 , на сообщение « Как научить МЕЧТАТЬ? »
    #2

    а когда вы разговариваете с детьми, вы часто употребляете выражения "я мечтаю, я хочу/хотела достичь" и т.д.? а в речи вашего мужа?

  3. ответ для Oktaviana29 , на сообщение « Как научить МЕЧТАТЬ? »
    #3

    Есть такое понятие - энергия дерзновения. Это внутренняя энергия на поиски, саморазвитие, развлечения, когда такое хорошее шило в попе, что бы искать и узнавать. Она есть, когда ребенок не застревает в своем психологическом развитии, когда удовлетворена потребность в привязанности и ребенку не нужно тратить всю энергию на то, чтобы эту привязанность поддерживать. С этой энергией нонче бо-о-ольшая проблема. Потому как проблема с психологически взрослыми людьми вообще и с отношениями привязанности в паре родитель-взрослый в частности.

  4. ответ для Oktaviana29 , на сообщение « Как научить МЕЧТАТЬ? »
    #4
    Старожил Аватар для Натало4ка
    Регистрация
    19.09.2010
    Адрес
    Приморский р-н
    Сообщений
    1 025

    Мое личное мнение, что МЕЧТАМИ ДЕЛИТЬСЯ НЕЛЬЗЯ!!! Ни в коем случае. Мечта - это очень тонкая материя. Одно неверное слово, сказанное из зависти, или надменное выражение лица, того кому поведаешь свою мечту, может рассыпать в прах все труды мечтаний. На то это и мечта, чтобы лелеять ее в своей душе, подогревать мысле-образами. И не просто мечтать, а визуализировать свою мечту. Предпринимать какие-то действия для достижения своей мечты.

    У вас уже промелькнула фраза "хочу, чтобы у меня было" - это есть и другая форма выражения "мечтаю о том-то" . Девочка хочет учиться во Франции, если есть такая возможность ей помочь - это прекрасно.

    Наши дети живут в очень динамичный век, когда технологии вышли на передовую. И не удивительно, что их мечты - это мобильники, планшетники, компьютеры. Но тоже неплохо. Хотеть иметь мобильник - тоже мечта.
    И сами мы тоже очень не часто в своем лексиконе используем "я мечтаю". Кто-то вообще никогда. Обычно как: хочу иметь свой дом, с красной трубой и вот с таким забором" - вот как мы говорим. А ведь тоже мечта!

  5. ответ для Oktaviana29 , на сообщение « Как научить МЕЧТАТЬ? »
    #5
    Наш человек Аватар для RaMashka
    Регистрация
    26.02.2009
    Сообщений
    8 888

    Может вместе с ними? Ну со старшей не знаю, а с младшей может прокатить. Я в книжке какой-то психологической читала. Ну вот укладываете спать ребенка и начинаете сначала вспоминать какие-то приятные моменты, отпуск там. А потом говорите, типа, а давай помечтаем, как мы поедем в следующий раз. Ну и подробно с элементами фантастики все это описываете. Постепенно перейдете к более к глобальным мечтаниям, мне кажется.

    Знаете, у моего сына (он чуть постарше Вашей младшей дочки) расстройства аутичного спектра. То есть само понятие "мечтать", так же как и многие другие понятия абстрактные, ему очень тяжело понять. Но мне хочется, чтоб он все понимал и чувствовал как другие, поэтому я стараюсь научить. Вот мечтать мы учимся таким способом. Работает. Просит, чтоб я рассказывала ему ак он полетит на самолете или как в сад пойдет. Но у нас это трудно и долго идет. У Вас-то пойдет быстрее, живее и разнообразнее. Я к тому, что некоторым вещам можно ведь научить.

  6. ответ для Mamyr , на сообщение « Есть такое понятие - энергия... »
    #6
    Хранитель
    Регистрация
    01.02.2009
    Сообщений
    14 558

    Цитата Сообщение от Mamyr Посмотреть сообщение
    Есть такое понятие - энергия дерзновения. Это внутренняя энергия на поиски, саморазвитие, развлечения, когда такое хорошее шило в попе, что бы искать и узнавать. Она есть, когда ребенок не застревает в своем психологическом развитии, когда удовлетворена потребность в привязанности и ребенку не нужно тратить всю энергию на то, чтобы эту привязанность поддерживать. С этой энергией нонче бо-о-ольшая проблема. Потому как проблема с психологически взрослыми людьми вообще и с отношениями привязанности в паре родитель-взрослый в частности.
    Вот у меня, черт побери, совершенно противоположное впечатление :-(((((
    У меня были сложные отношения с родителями. Мама была сосредоточена на младшем брате, который родился болезненным. Я же была простым и удобным ребенком - самостоятельным, послушным и исполнительным, поэтому отношения со мной заключались преимущественно в командах типа "сделай это к нашему приходу". С папой отношения были более теплыми и близкими, но у него в силу работы было намного меньше времени. Соответственно, сколько себя помню в детстве - чувствовала себя почти всегда очень одинокой (с точки зрения семьи), компенсировала это книгами, общением с друзьями, спортивной секцией, воспитанием собаки.
    Что получается, что моя энергия дерзновения функционировала не "благодаря", а "вопреки"? Мне было неинтересно в семье, я не чувствовала себя нужной, поэтому искала возможности для самореализации вне дома и вне семьи. В итоге это оказалось эффективным. Среди моих друзей, с кем я обсуждала эту тему, примерно такая же картина: наибольшего достигли те, кто не чувствовали себя любимыми детьми и не были окружены заботой и вниманием.
    Но если я не хочу, чтобы мои дети чувствовали себя так же, как я в детстве, значит мне придется как-то иначе стимулировать в них эту энергию дерзновения? Но как?

    С другой стороны, есть у меня и противоположный пример (правда, всего один) - мой первый муж. Умница, единственный поздний ребенок, который никогда не ходил в сад и воспитывался в интеллигентнейшей семье. В итоге три высших образования, докторская степень, преподавание в лучших вузах, работа при правительстве и тд. Вот его детство - полная противоположность моего (это мы частенько обсуждали с ним), но результат - в сто раз круче, чем у меня :-)
    В мире есть масса опасностей для детей. Опасно все, что может позволить им вырасти трусливыми, подлыми, циничными, бездушными, завистливыми и злыми. Немытые фрукты, грязные лужи, ссадины и промокшие ноги не опасны - они никого не сделают ни трусом, ни подлецом.

    Настоящий оптимизм - это когда ты завещаешь высечь на своем надгробном камне надпись: "Всем чмоки! Увидимся:-)"

  7. ответ для Oktaviana29 , на сообщение « Как научить МЕЧТАТЬ? »
    #7
    Элита Аватар для Ludok48
    Регистрация
    22.02.2009
    Адрес
    Москва, Строгино, а раньше Питер (юго-запад)
    Сообщений
    1 940

    увы и ах.... а что вы хотите, дети растут в потребительском обществе... мне тоже кажется, что сейчас уже не мечтают, а только ставят цели, задачи...
    мечта - это что-то эфемерное, иногда даже нереальное, а сейчас здоровый "натурализЬм" в моде, от всего эфемерного и нереального родители открещиваются, да и детей соответственно этому не учат... я вас поддерживаю и понимаю в ваших переживаниях... будет ли моя дочка в последствии мечтать - не знаю... а хотелось бы...

  8. ответ для Oktaviana29 , на сообщение « Вот у меня, черт побери, совершенно... »
    #8

    Цитата Сообщение от Oktaviana29 Посмотреть сообщение
    Вот у меня, черт побери, совершенно противоположное впечатление :-(((((
    У меня были сложные отношения с родителями. Мама была сосредоточена на младшем брате, который родился болезненным. Я же была простым и удобным ребенком - самостоятельным, послушным и исполнительным, поэтому отношения со мной заключались преимущественно в командах типа "сделай это к нашему приходу". С папой отношения были более теплыми и близкими, но у него в силу работы было намного меньше времени. Соответственно, сколько себя помню в детстве - чувствовала себя почти всегда очень одинокой (с точки зрения семьи), компенсировала это книгами, общением с друзьями, спортивной секцией, воспитанием собаки.
    Что получается, что моя энергия дерзновения функционировала не "благодаря", а "вопреки"? Мне было неинтересно в семье, я не чувствовала себя нужной, поэтому искала возможности для самореализации вне дома и вне семьи. В итоге это оказалось эффективным. Среди моих друзей, с кем я обсуждала эту тему, примерно такая же картина: наибольшего достигли те, кто не чувствовали себя любимыми детьми и не были окружены заботой и вниманием.
    Но если я не хочу, чтобы мои дети чувствовали себя так же, как я в детстве, значит мне придется как-то иначе стимулировать в них эту энергию дерзновения? Но как?
    Механизмы компенсации еще никто не отменял. Часто люди уходят в мечты от проблем в реальной жизни. Сейчас, правда, легче уйти в компьютерную реальность. Даже мечтам нашелся суррогат.
    Сейчас я напишу то, как мне видится из-за монитора, сугубо из ваших постов, пропущенных через мое личное восприятие. Ваши дети застряли посередине. У них достаточно хорошая жизнь, чтобы уходить в мечты ради компенсации, но не достаточно привязанности, чтобы энергия дерзновения била через край. Вы много работаете, дети в их зависимом возрасте самостоятельны, у самой старшей по видимому вообще непростое детство было. Стимулировать к дерзновению невозможно, это то, что идет изнутри. Дети должны полностью насытиться вами, удовлетворить свою потребность в зависимости и привязанности через край, чтобы почувствовать себя в полной психологической безопасности и начать реализовывать себя.

  9. ответ для Oktaviana29 , на сообщение « Как научить МЕЧТАТЬ? »
    #9
    Старожил Аватар для Натало4ка
    Регистрация
    19.09.2010
    Адрес
    Приморский р-н
    Сообщений
    1 025

    Может немного не понравится мое мнение: но в семьях, где у детей есть все и даже больше в силу финансовых возможностей (захотела учиться во Франции - пожалуйста) и не может быть стимула для самореализации. Ведь все тебе на блюдечке с голубой каемочкой принесут и в рот положат.
    Психологический голод должен быть, чтобы действительно толкнуть действовать.

  10. ответ для Mamyr , на сообщение « Механизмы компенсации еще никто не... »
    #10
    Хранитель
    Регистрация
    01.02.2009
    Сообщений
    14 558

    Цитата Сообщение от Mamyr Посмотреть сообщение
    Механизмы компенсации еще никто не отменял. Часто люди уходят в мечты от проблем в реальной жизни. Сейчас, правда, легче уйти в компьютерную реальность. Даже мечтам нашелся суррогат.
    Сейчас я напишу то, как мне видится из-за монитора, сугубо из ваших постов, пропущенных через мое личное восприятие. Ваши дети застряли посередине. У них достаточно хорошая жизнь, чтобы уходить в мечты ради компенсации, но не достаточно привязанности, чтобы энергия дерзновения била через край. Вы много работаете, дети в их зависимом возрасте самостоятельны, у самой старшей по видимому вообще непростое детство было. Стимулировать к дерзновению невозможно, это то, что идет изнутри. Дети должны полностью насытиться вами, удовлетворить свою потребность в зависимости и привязанности через край, чтобы почувствовать себя в полной психологической безопасности и начать реализовывать себя.
    То есть думаете, что все-таки крайности более эффективны, чем баланс интересов?
    Я, как мне казалось, научилась сочетать работу и семью. Работаю я 3-4 дня в неделю, никогда не работаю на выходных, у меня нет особых трат времени на поездки с работы до дома (потому что все рядом), каждые 1,5 месяца путешествуем вместе, вечера провожу обычно дома (хотя могу отлучаться 1-2 раза в неделю по своим делам). То есть в общем-то дети проводят со мной (как я сейчас вижу по ЛВ да и по окружающим меня знакомым) больше времени, чем в среднем это бывает в семье, где родители работают.
    По детям не чувствуется, что они обделены общением. Естественно, они радуются совместному времяпрепровождению, но столь же радостно принимают предложение провести время с бабушками/дедушками или пойти в гости. Самостоятельность средней (которой 3,5) я как раз воспринимаю как следствие ее насыщения общением со мной. Ну и характер, конечно.
    У старшей все было непросто, да... До 7 лет она жила с бабушкой, потом три года с мамой, потом в силу совокупности обстоятельств (и по ее инициативе) перебралась к нам.
    В мире есть масса опасностей для детей. Опасно все, что может позволить им вырасти трусливыми, подлыми, циничными, бездушными, завистливыми и злыми. Немытые фрукты, грязные лужи, ссадины и промокшие ноги не опасны - они никого не сделают ни трусом, ни подлецом.

    Настоящий оптимизм - это когда ты завещаешь высечь на своем надгробном камне надпись: "Всем чмоки! Увидимся:-)"

Страница 1 из 8 12345 Последняя »


Быстрый переход

Ваши права в разделе

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  

Перепечатка материалов запрещена без письменного согласия администрации и авторов.
© 2000— Littleone®
Контактная информация · Рекламодателям

Работает на vBulletin® версия 4.2.1
Copyright © 2018 vBulletin Solutions, Inc. Все права защищены.
Перевод на русский язык - idelena