Единый Государственный Экзамен настиг меня впервые в 2003 году. Русский язык. В то время работала в школе, так что буквально на собственной шкуре прочувствовала все прелести этого, тогда еще экспериментального, мероприятия.
На тот момент, признаюсь, Единый Экзамен казался чересчур схематичным, ни разу не объективным и вообще не отражающим существующую картину уровня подготовки выпускников.
Сейчас, спустя десять лет, понимаю, что система такого тестирования себя оправдывает. Во-первых, за это время само содержание тестов было неоднократно проработано. Что особенно радует, создатели тестов учли, наконец-то, коммуникативный момент, которому раньше в тестах уделялось совсем немного внимания. Во-вторых, изменилось отношение к Единому Экзамену и самих учеников, хотя проблемой все еще остается желание выпускников набрать большее количество баллов, но при этом не очень-то стараться в области получения знаний. Как справедливо отмечает в статье «Смелые школьники задают важные вопросы» Исаак Иосифович Калина, и.о. руководителя Департамента образования города Москвы, не сдать экзамен может только совcем уж отъявленный лентяй (к слову о семи процентах учащихся, не сдавших экзамен).
Что порадовало, так это уровень подготовки московских школьников: как пишут в статье, он заметно выше, чем в целом по стране. Уверена, обусловлено это тем, что в столичных школах не просто учат предмету, там учат думать, прежде всего. Удивляюсь, почему в Санкт-Петербурге уровень ниже, по идее, должно бы быть наоборот...
К сожалению, в целом такой подход к процессу образования в нашей стране присутствует далеко не везде. Учеников заставляют зубрить, а не думать. Отсюда и отрицательные результаты. Но здесь уже следует апеллировать не к ученикам, а к учителям.


"На портале «Реальная школа» открыт новый проект – «Школьная редакция». У столичных учеников так много вопросов «Почему?», «Зачем?» и «Как?», и зачастую на них могут ответить только взрослые специалисты и эксперты. Именно им мы и будем задавать свои вопросы, важные и смелые.
Первым опытом школьной редакции стал круглый стол на тему «Резервы объективности и полезности ЕГЭ» с участием Исаака Иосифовича Калины, и.о. руководителя Департамента образования города Москвы.
Помимо Исаака Иосифовича на круглом столе присутствовали: начальник Управления оценки качества образования федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Роспотребнадзор) Евгений Евгеньевич Семченко, председатель экспертно-консультативного совета родительской общественности Людмила Александровна Мясникова, директор Московского центра качества образования Алексей Иванович Рытов и другие приглашенные эксперты.
Во вступительном слове Исаак Иосифович отметил, что «цифра 7% не сдавших ЕГЭ по России (по Москве этот показатель несколько ниже) говорит о том, что ЕГЭ работает как фильтр, отсеивающий тех, кто не учился в школе». Важными, по мнению Калины, остаются проблемы, связанные с тем, что многие школьники нацелены на получение баллов, а не знаний по предметам. В выпускниках не сформировано желание не списывать со шпаргалок. «Не сдать на то минимальное количество баллов по русскому языку и математике, которые определены, если ты нормально обучался в школе и сдавал хотя бы на тройки все контрольные без списывания, практически невозможно», - отметил Калина".
Далее по ссылке..