Тема: Школьный буллинг- что это?

  1. #1
    Наш человек Аватар для 1976inna
    Регистрация
    23.10.2007
    Адрес
    ЮЗ
    Сообщений
    5 307

    Школьный буллинг- что это?

    Перешли в пятый класс, стала интересоваться возможными проблемами. Одна из них Школьный буллинг-
    Статья из инета


    Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств . Школьная травля не является чем-то уходящим-приходящим: боль и унижения часто продолжаются по несколько лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой . Что же это за явление такое, в котором учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», жертвой « школьной дедовщины» а теперь жертвами буллинга?

    Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) определяется как притеснение, дискриминация, травля. Дэвид Лейн и Эндрю Миллер определяют буллинг как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребёнку (другим детям).
    Буллинг - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.
    Буллинг – явление массовое. Согласно статистическим данным, приводимым зарубежными учёными, школьному буллингу в той или иной форме подвергается от 4 до 50 % детей. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда систематическая травля со стороны одноклассников приводит к фатальному исходу(о чём говорилось выше).
    Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение , месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.
    Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки , вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли (зачинщики травли) чрезвычайно изобретательны.


    Существуют основные типы буллинга:


    1. «косвенный»-социальная агрессия ;
    2. «физический»-непосредственный-агрессия с физическим насилием;
    3. поведенческий-- преследователь вынуждает жертву перенести оскорбительные и унижающие для неё чувства собственного достоинства; вербальная агрессия: сплетни, интриги, вымогательства, шантаж; возможны бойкоты жертве, различные «пакости»(похищение тетрадей с домашней работой)
    4. словестный-унижение непристойными словами, обзываниями, кличками.


    Новая разновидность школьного буллинга- кибербуллинг -жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства.


    Типы буллинга связаны с социальным статусом ученика-жертвы. Отверженность ребёнка в школе проявляется актами насилия или травли, а также неприятием и игнорированием его. Неприятие существует двух видов: пассивным и активным. Игнорирование и неприятие показывает ребёнку , что он лишний в этом коллективе, а если нужен, то только в виде «козла отпущения».
    Социальная структура буллинга включает в себя три элемента: преследователя (булли),
    жертву и наблюдателя. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.


    Какие дети становятся булли—преследователями (По данным норвежского психолога Дана Ольвеуса, автора книги «Буллинг в школе: что мы знаем и что можем сделать»):


    1. дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиваться своих целей;
    2. не умеющие сочувствовать своим жертвам;
    3. физически сильные мальчики;
    4. легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.




    Инициаторами травли также могут быть дети:


    1. мечтающие быть лидерами в классе;
    2. желающие быть в центре внимания;
    3. с высоким уровнем притязания;
    4. уверенные в своём превосходстве над жертвой;
    5. дети, не признающие компромиссов;
    6. агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве;
    7. интуитивно чувствующие- какие одноклассники не окажут сопротивление;
    8. со слабым самоконтролем.


    В школьном буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер-булли, то остальные-последователи инициаторов травли одноклассников.


    «Союзники» булли чаще всего дети:


    1. боящиеся быть на месте жертвы;
    2. не желающие выделяться из толпы одноклассников;
    3. дорожащие своими отношениями с лидером ;
    4. поддающиеся влиянию «сильных мира сего » в классе;
    5. не умеющие сопереживать и сочувствовать другим;
    6. без собственной инициативы;
    7. принимающие травлю за развлечение;
    8. дети жестоких родителей;
    9. озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения;
    10. из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания.


    Агрессивный или гиперактивный школьник , предчувствуя возможность стать жертвой буллинга, сам становится его инициатором. Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.
    Чаще всего жертвами буллинга становятся дети (по мнению психолога Дана Ольвеуса):


    1. тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе;
    2. не имеющие ни одного близкого друга, предпочитающие общение со взрослыми людьми ;
    3. пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;
    4. склонные к депрессии и чаще сверстников думающие о самоубийстве;
    5. мальчики, физически слабее, чем ровесники.


    А также жертвами буллинга могут стать дети , которые:


    *верящие, что заслуживают роли жертвы, и пассивно ожидающие насилия преследователей;
    *страдающие от одиночества;
    *имеющие негативный опыт жизни;
    *из социально-неблагополучных семей;
    *испытывающих физическое насилие дома;
    *страдающие комплексом неполноценности;
    *не верящие в защиту их педагогами;
    *предпочитающие умалчивать о насилии и травле;
    *не считающие себя значимой частью своего коллектива;
    *смирившиеся с этим насилием, как со своей судьбой;
    *верящие , что заслуживают роли жертвы, и пассивно ожидающие издевательств .


    Особенности детей, являющихся провокативными жертвами , поведение их вызывает раздражение у одноклассников и учителей:


    --- гиперактивность и повышенная возбудимость;
    ---плохая успеваемость;
    ---ябеды;
    ---синдром дефицита внимания;
    ---любимчики учителей;
    ---с трудом усваивающие чтение и письмо;
    ---гиперопекаемые родителями;
    ---воображалы;
    ---хвастуны;
    --- «белые вороны» во внешности (например, заячья губа, необычная форма ушей, сколиоз, шрамы, очки, тики, косоглазие,…)
    ---неопрятно одетые или же супер одетых;
    ---одарённых;
    ---кичащихся достижениями своих родителей;
    ---не имеющих электронных новинок или же имеющих самые дорогие из них, не доступные другим детям;
    ---вундеркиндов;
    ---интроверты с затруднённой коммуникацией;
    ---часто болеющие дети и пропускающие из-за этого уроки в школе;
    ---необычная манера речи, «необычное» в однокласснике с точки зрения его соучеников(а это, как выи понимаете, может быть что угодно);
    ---дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей;
    ---дети другой национальности, непопулярной в данное время в стране,…

  2. ответ для 1976inna , на сообщение « Школьный буллинг- что это? »
    #2
    Наш человек Аватар для 1976inna
    Регистрация
    23.10.2007
    Адрес
    ЮЗ
    Сообщений
    5 307

    Три главных фактора, помогающих найти детей группы риска по буллингу:


    1. «Правоцирующие особенности жертвы»-всё чем отличается.
    2. «Множественный стресс»-- и дети изгои, и жертвы имеют множество проблем: от социального неблагополучия и конфликтов в семье, до плохого здоровья, затруднений коммуникации со сверстниками;
    3. «Стигматизация-национальные и физические особенности ребёнка.
    Жертвы буллинга чаще всего скрывают свои проблемы от взрослых. Только во время кризисных и экстремальных ситуаций ,суицидальных попытках, родственники узнают правду. Как же узнать по поведению вашего ребёнка, если какие-то признаки школьной дедовщины?


    Особенности поведения жертв буллинга дома(мнение доктора психологии США Тэда Фейнберга):


    1. Ребёнок неохотно идёт в школу и очень рад любой возможности не ходить туда.
    2. Возвращается из школы подавленным.
    3. Часто плачет без очевидных причин.
    4. Никогда не вспоминает никого из одноклассников.
    5. Одинок.
    6. Очень мало говорит о своей школьной жизни.
    7. Его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.


    Родители должны обратить внимание на изменение в поведении ребёнка (агрессивность, обидчивость, раздражительность).Школьник не хочет поддерживать разговоры о дедовщине в школе-не желает вспоминать о насилии. К сожалению, ужас и страх, перенесённый таким ребёнком, может преследовать его долгие годы, проявляясь в постстрессовых расстройствах.
    Сторонние наблюдатели буллинга-дети и взрослые, боящиеся вмешиваться, показывают при этом своё бессилие или безразличие. К сожалению такими наблюдателями ,крайне редко, но бывают и педагоги, считая что невмешательство способствует взрослению ребёнка и приобретению им опыта мужественности .И это совершенно неправильно, так как при невмешательстве в школьный буллинг-он расцветает. Если же предотвращать это- террор уже в зачатке чахнет после единичной попытки. К сожалению, бывает и насилие педагога над учениками, но крайне редко. Случаи единичны и их сразу искореняют.


    Каковы последствия буллинга?


    Иногда последствия террора продолжаются у жертвы всю жизнь, калеча и продолжая испытания. И возможно даже развитие серьёзного посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), которое включает 5 фаз развития:


    1. Фаза отчаяния-повышенный уровень тревожности, когда ребёнок ещё плохо осознаёт происходящее с ним.
    2. Фаза отрицания—попытка вытеснить из памяти происшедшее с ним. Могут появиться соматические расстройства, бесчувственность и бессонница.
    3. Фаза навязчивости или депрессии. Смирение с происшедшим насилием на фоне эмоциональной лабильности, нарушения сна и плохого настроения.
    4. Фаза прорабатывания того, что произошло, с осознанием причины происшедшего.
    5. Фаза завершения-появляется надежда на будущее.


    Возможна впоследствии и армейская дедовщина, и дедовщина на работе. Самое главное, если буллинг был прерван в самом начале, то последствия минимальны в виде слабых негативных эмоций . Школьный буллинг – явление системное и комплексное. Поэтому, кроме врачей, психотерапевтов, психологов, которые занимаются, как правило, уже с теми детьми, которые подверглись травле и издевательствам со стороны своих сверстников и одноклассников, к изучению и профилактике этого явления должны, подключиться школьные учителя и социальные педагоги.

  3. ответ для 1976inna , на сообщение « Школьный буллинг- что это? »
    #3
    Наш человек Аватар для 1976inna
    Регистрация
    23.10.2007
    Адрес
    ЮЗ
    Сообщений
    5 307

    Еще видела ссылку на книгу Эндрю Мэтьюз: Останови их!
    http://www.labirint.ru/books/374146/

  4. ответ для 1976inna , на сообщение « Школьный буллинг- что это? »
    #4
    Наш человек Аватар для 1976inna
    Регистрация
    23.10.2007
    Адрес
    ЮЗ
    Сообщений
    5 307

    Может сделаем подборку конкретных примеров этих ситуаций с описанием возможных выходов? Например, как-то на площадке у моего сына одноклассники забрали шапку и слали ее играть в собачку, я была рядом с младшим и их окрикнула, они ушли, но это была младшая школа, может поэтому и подействовало, а как ребенку подсказать порядок действий сейчас? Да и мы с ним разные, в детстве со мной так боялись шутить, всегда до победного сдачу давала, а он другой. Вот как ему для этой ситуации что-то можно посоветовать? Оставить им шапку ( портфель, физру и тд) и идти домой, ждать в стороне ? Так вещи могут испортить, учебники, тетради... Или драться с одним, выбрав вожака, чтобы не вошло у противников в привычку задирать?

  5. ответ для 1976inna , на сообщение « Может сделаем подборку конкретных... »
    #5
    Активный участник Аватар для Anna Markova
    Регистрация
    19.08.2013
    Адрес
    Сенная площадь
    Сообщений
    317

    Если он один раз ввяжется в драку, то драться нужно будет постоянно. Как нам сказал психолог, агрессивный человек не понимает речь. Сначала стукни в лоб, а потом разговаривай. Научите сына драться. По-другому, к сожалению, не получится. ИМХО.
    Года идут, а дурь - на месте...

  6. #6
    Наш человек Аватар для 1976inna
    Регистрация
    23.10.2007
    Адрес
    ЮЗ
    Сообщений
    5 307

    Цитата Сообщение от Markova1984 Посмотреть сообщение
    Если он один раз ввяжется в драку, то драться нужно будет постоянно. Как нам сказал психолог, агрессивный человек не понимает речь. Сначала стукни в лоб, а потом разговаривай. Научите сына драться. По-другому, к сожалению, не получится. ИМХО.
    А конкретней? Трое перебрасываются вещами, с кем драться ? На одного бросаться или кого и как выбрать? Я бы у зачинщика попыталась его вещь забрать и предложила бы обменять на свою, ну и отмахивалась до победного.

  7. ответ для 1976inna , на сообщение « А конкретней? Трое перебрасываются... »
    #7
    Активный участник Аватар для Anna Markova
    Регистрация
    19.08.2013
    Адрес
    Сенная площадь
    Сообщений
    317

    Он же лучше знает предводителя компашки. Я сама в такой же ситуации. Сына дразнят и обижают в классе. Метод "обговорить проблему"- не помогает. Школьный психолог сказал, что только ленивый не пнет моего сына. Обидно очень. Надо отстаивать свои права на кулаках. Так получается выходит.
    Года идут, а дурь - на месте...

  8. ответ для Anna Markova , на сообщение « Он же лучше знает предводителя... »
    #8
    Наш человек Аватар для 1976inna
    Регистрация
    23.10.2007
    Адрес
    ЮЗ
    Сообщений
    5 307

    Так что конкретно психолог советует? Знаете, когда ребенка посылаешь, например, к соседям за солью, он спрашивает , что сказать, ну и диктуешь схему, типа , здравствуйте дядя Ваня, мама соль просит, тогда ему легче сходить, проходит стеснение. А вам какую-нибудь схему посоветовали. Кому и когда сказать или кулаками махнуть?

  9. ответ для 1976inna , на сообщение « Так что конкретно психолог советует?... »
    #9
    Активный участник Аватар для Anna Markova
    Регистрация
    19.08.2013
    Адрес
    Сенная площадь
    Сообщений
    317

    Школьный или платный? Платный советует отстаивать свои интересы на кулаках.
    А школьный... странная она, однако. Посоветовала научиться любить себя, чтоб полюбить других. И будет всем счастье.
    Сейчас в каждом районе есть психологические центры семейные. Очень советую сходить.
    Года идут, а дурь - на месте...

  10. #10
    Элита
    Регистрация
    17.03.2008
    Адрес
    Пионерская
    Сообщений
    2 164

    Цитата Сообщение от Markova1984 Посмотреть сообщение
    А школьный... странная она, однако. Посоветовала научиться любить себя, чтоб полюбить других. И будет всем счастье.
    Какой бред!
    У меня когда-то в классе был мальчик не очень симпатичной внешности, которого или пинали, или не замечали. Продолжалась травля годами, ни его родители, ни учителя ничего видимого не предпринимали.
    А ведь стоило научить его драться, чтобы он несколько раз дал отпор "от души", и проблема бы если не решилась бы полностью, то значительно уменьшилась бы. Может быть стоило ещё и родителям поставить всех на уши, в т.ч. с привлечением милиции. Потому что обидчики были из социально довольно благополучных семей, и для их родителей вероятность постановки на учёт была бы серьёзным доводом взяться за "довоспитание" своих детей (я про среднюю школу говорю).
    Дети, не участвующие в травле, считали, что ему стоит самому перестать быть "тряпкой". Мысль, что этому мальчику стоит помочь, к сожалению, не приходила никому в голову, в том числе и потому, что было очевидно, что можно защитить его раз-другой, но не будешь же защищать постоянно, в т.ч. вне стен школы.



Быстрый переход

Ваши права в разделе

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  

Перепечатка материалов запрещена без письменного согласия администрации и авторов.
© 2000— Littleone®
Контактная информация · Рекламодателям

Работает на vBulletin® версия 4.2.1
Copyright © 2018 vBulletin Solutions, Inc. Все права защищены.
Перевод на русский язык - idelena