С апреля 2013 г я добивался права усыновить ребёнка – сироту из детского дома. Не всё получилось сразу и по прошествии двух лет споров, судебных отказов в низших инстанциях, права считаться приемным родителем я добился. В сентябре 2015 года мною получено Заключение местного отдела опеки и попечительства г. Москвы о праве быть усыновителем, приемным родителем, опекуном. К сожалению, тот ребенок, из-за которого я принял решение стать приемным родителем, стал уже намного старше и на наше с супругой предложение войти в семью ответил отказом. А может, повлияла проявившаяся мамаша. Семь лет её не было, приехала с тортиком, пообещала забрать на лето (в середине июля!), да так больше и не появилась, даже по сегодняшний день. И поиск кандидатуры продолжился. За истекший срок я с супругой побывал во многих детских учреждениях пяти регионов России. Полагаю, мы очень ответственно подходим к выбору ребёнка, которому наша семья станет родной, чьи жизненные устремления мы сможем реализовать в полной мере. К сожалению, в этом деле случаются "возвраты" у приемных родителей с ошибочными представлениями о принимаемом ребенке. В Москве и области мы не нашли родственную душу. Не нашли её и в Тверской, Брянской, Ленинградской областях. И вот, по рекомендации журналиста "Радио России", рубрика "Детский вопрос", я отправился в Киров Кировской области (1100 км) познакомится с двумя мальчишками 10 лет.
В Кирове я пробыл 9 дней. После ознакомления с личным делом каждого из кандидатов, остановил выбор на одном из мальчиков: Иван1. Установил прекрасный контакт с ребёнком. Проговорили вопросы его учёбы в новой школе, быта, о "другой маме", "другой бабушке" и т.д. Попытался оформить "гостевой режим" (временное помещение в семью) на весенние каникулы. Директор школы – интерната поговорила по телефону с начальником "моей" опеки, которая отрекомендовала нас "хорошая семья, достойные люди".
И всё равно мне отказали: "А как мы будем контролировать на таком удалении? И вообще, мы Вас мало знаем! Оформляйте опеку на постоянной основе!" Да могли бы и проконтролировать, если бы хотели! И через московских коллег, и через, уж если дело на то пошло, участкового. И созванивались бы с ребёнком хоть каждые полчаса, и фото скидывали бы мы им хоть поминутно по электронной почте, Viber и т.п.! Очевидно, что дело не в отсутствии возможностей, а в нежелании отдавать ребёнка туда, где ему будет лучше, интереснее, по-семейному тепло!
Да, вопрос временного помещения в семью отдан на усмотрение официального представителя ребёнка - руководителя учреждения. Хочу - отдам, хочу - не отдам! Но функция контроля – не их прерогатива. Контролирует подопечного отдел опеки, а не детское учреждение. Регламент по контролю идентичен на всей территории России. В Москве имеется соответствующий отдел и сотрудники, соблюдающие закон в той же мере, что и за тысячи километров от столицы. И круг замкнулся: не дают ребёнка на гостевой режим, так и с опекой о способах контроля говорить невозможно.
Как только я вернулся из Кирова обратно в Москву в ожидании продвижения по инстанциям документов на помещение в мою семью выбранного ребёнка, так его на каникулы взяла бабушка со стороны отца. Хотя в зимние каникулы с самыми семейными праздниками, Новым годом и Рождеством, ребёнок оставался в учреждении. Ваня сам рассказал мне, что бабушка заберёт его на летние каникулы: "Вставать рано так не хочется… но надо кормить кур, пасти коз. Но зато я потом хожу с дядей на рыбалку".
Где находится сам отец ребёнка, никто не знает; права встречаться с сыном он лишен и находится в федеральном розыске. Вопрос контроля условий проживания ребёнка у этой бабушки в течение полутора недель почему-то не стоял! В поселение, куда увезли ребёнка, автобус ходит только два раза в сутки; и где они с бабушкой жили, никто подтвердить не может. Ребенок же сам мне сказал, что к ним никто не приезжал ни в этот раз, ни раньше. Обязанность по контролю проживания не исполнялась. Зато, после каникул, настрой ребёнка кардинально изменился. По телефону, сквозь слёзы, он ответил: "Я к тебе теперь не хочу, навсегда отсюда меня заберёт бабушка. У нас всё для жизни есть: козы, куры, на каждого члена семьи есть диваны и кровати, и для меня жилплощадь позволяет устроить место для игр и занятий". Выделенный фрагмент взят из "Акта обследования жилищно-бытовых условий кандидата в опекуны!" Конечно, его научили этому монологу! Что ж, эта бабушка воспитала достойного сына-бегунка. Вероятно, эксперимент по воспитанию внука, который находится в детском доме уже четвёртый год, ей удастся с тем же успехом! Вопрос закрылся. Удивила позиция социального педагога интерната Гагариновой Ольги Дмитриевны: "Так будет лучше! " Для кого лучше? Кому лучше? Из разговоров с некоторыми из неравнодушных сотрудников учреждения я узнал, что бабушка не всегда бывает трезва; звонила в ДД с вопросами «сколько мне заплатят за ребёнка», "а, правда ли, квартиру внучку дадут", "...ладно, уж на каникулы внучка заберу".
Замечу, согласно Закону об опеке и попечительстве, сотрудники учреждений обязаны содействовать гражданам, желающим принять ребёнка под опеку. В этом ключе, помощи от соцпедагога Гагариновой О.Д. и от и.о. директора: Кротовой И.И. я не ощутил.
За те 9 дней, которые я провёл в интернате, вокруг меня всегда было много ребятишек. И не только из группы, в которой находился выбранный ребёнок. Имея многолетний опыт волонтера в подобных учреждениях, я запасся задачами, головоломками разных уровней сложности; конструкторами LEGO, "Mehanik", "Школьник", кубиками Рубика, подобными ему змейками и пирамидками, наборами пазлов от 16 до 2000 деталей. Составил план по интеллектуальным возможностям каждого из 11 человечков, как мальчиков, так и девочек. Распределил обязанности "помощников": чтобы были заняты все. С обязательным условием: собираешь – твоё! Мы вместе находили пути решения, рассуждали-обсуждали. Со мной им было интересно! Они узнали для себя много нового. Почувствовали, что могут САМИ решать, как им поступать в той или иной ситуации! Думать и выдумывать! Творить! Это делалось в форме игры с продолжением по возрастающей сложности, с чередованием умственной и физической нагрузок. Даже мультики не ходили смотреть! Надо было видеть, как они бежали на третий этаж через несколько ступенек после обеда и ужина! Главное: это распределение дало мне время и возможность поближе узнать выбранного ребёнка. Слух об "интересном" волонтере разлетелся быстро; приходили дети разных возрастов, но те, кто рассчитывал на очередную "халяву", не задерживались.
Был там и Ваня2. Второй, скромный, тихий, если не сказать "зашуганный". Цитирую его: "Мне нужно много знать, я должен хорошо учиться, хочу стать путешественником". И ещё. На "честно заработанном" глобусе, величиной с куриное яйцо, с большой точностью показал и Москву, и Киров, Скандинавский п-в, Марианскую впадину(!) и "всем известный Апеннинский полуостров"! А? Воспитатели интерната настоятельно советовали обратить самое пристальное внимание на ЭТОГО Ваню2.
Продолжение в следующем посте.